Друзья, для Вас перевод статьи, изданной в "Bushcraft UK magazine" в 2005 году. 

Интервью с Аланом Вудом, которым был создан и производился нож Рея Мирса.

 

      Я встретился в первый раз с Рэем Мирсом на лондонской Ярмарке Оружия в конце 80-х, когда его друг представил молодого блондина как проектировщика Ножа для выживания Wilkinson Sword (не хилая такая мачетка - прим.перевод). Я спросил, уверен ли он, что стоит хвастать таким чудищем и прокомментировал, что весь потенциал сейчас крутится вокруг того, чтобы оставить такие ножики для рубки свиней, и что компактные 4-х дюймовые дроппоинты будут гораздо лучше служить путешественнику в условиях дикой природы. Он просто улыбнулся и уехал. Я узнал позже, что Рэй был ответственен лишь за заточку и спуски того большого ножа, и это были тупицы на фабрике, которые решили сделать его таким, чтобы продать толпе Рэмбо. 

     Приблизительно год спустя Рэй связался со мной, чтобы обсудить британский нож, специально предназначенный для bushcraft. Он гостил у друга, который создавал журнал на тему выживания, и мы обсудили его концепцию. Он хотел небольшой нож, ручной работы и максимально британский, который должен был быть похожим на мои шейные ножи, и носиться на пример северных ножей на основе веревочного крепления. Он хотел углеродистую сталь, поскольку, по его мнению, нержавека не имеет никакой “души”, обязательно фултанг, хвостовик без всяких тейперов (сужений), короткие скандинавские спуски, деревянная ручка из местных пород дерева и дизайн, который был лишен мишуры. Я не был согласен в вопросе выбора стали, шедшим в разрез с моим желанием применить нержавейку, а так же спорил по поводу коротких скандинавских спусков - они шли против текущего расхожего мнения, которое агитировало за конвексные спуски “Moran Grind”, как окончательное решение для улучшения проникающей способности лезвия при строгании. Он уехал и забрал с собой сделанный мной тестовый нож с конфигурацией дроппоинт из стали D2 с медным больстером и ручкой из Tufnol (британская микарта) для тестирования в реальных условиях. У меня все еще есть этот нож, и у него очень мягкий рез за счет мощных конвексных спусков.

Этот нож Рэй потом вернул мне (внизу). И хотя у меня много всяких ножей, этот стал на долгое-долгое время моим главным ножом на поясе для разделки оленей, кроликов и разных лагерных работ. На фото можно видеть высоту, на которую он сточен многократной заточкой на гриндере.

Этот нож Рэй потом вернул мне (внизу). И хотя у меня много всяких ножей, этот стал на долгое-долгое время моим главным ножом на поясе для разделки оленей, кроликов и разных лагерных работ. На фото можно видеть высоту, на которую он сточен многократной заточкой на гриндере.

       Тем временем я пытался найти местную древесину, которая подходила для ручек ножа, и нарисовать форму будующего фултанга. Лучшим стал клен "Птичий глаз", который был доступен в округе в достаточном количестве. Рэй возвратил нож и не был определенно впечатлен сталью D2, поскольку ее заточка ему показалось трудной, и был совершенно непреклонен - он хотел простую углеродистую сталь. Мне пришлось предложить ему сталь O1, поскольку она была подтверждена многими производителями ножей мирового класса, легко доступна во всех размерах, и я работал с ней много раз прежде. Он также нашел, что медный больстер был больше помехой работе, чем каким-то предохранителем для безопасности. 

       В верхнем углу одного из его писем был маленький эскиз ножа с подробной формой ножа, на котором он пытался показать фултанг без больстера, с двумя пинами и трубочкой для темляка. Эскиз включал заваливание задника рукоятки, и еще какие-то детали, которые мы признали потом бестолковыми и отмели. Рей все так же настаивал на коротких скандинавских спусках, категорически возражал против конвекса, и объяснял, что большинсто людей, которые посетили его курсы, были не специалистами в заточке ножей, и что для них проще и легче точить скандинава, когда можно просто положить нож спуском на камень и точить не думая про углы и линзы. Кроме того, ему был нужен подобный клину кончик, с помощью которого можно выполнять определенные bushcraft задачи, связанные с резьбой и вырезанием по дереву. 

       У ножен должны были быть отверстия внизу как у старых индейские ножен, чтобы можно было хранить на ножнах намотанный шнур, или сделать петлю для ношения на шее. Первые ножи были сделаны размром 5/32” x 1¼”  из стали O1 с твердостью Роквелла C-56/57 плоскими ровными скандинавскими спусками, которые оказалось очень сложно делать, поскольку я принципиально не использую никаких приспособлений для удержания угла при формировании спусков. Я использовал клен, о котором говорил, и сформировал ручки требуемого профиля с куполообразным торцом. Дерево было пропитано датским маслом, чтобы проявить его структуру. Ножны были из кожи влажной формовки с покрытием воском и зашлифованными торцами.

      Край обуха был выполнен с масимально острыми гранями, чтобы использоваться с огнивом и для других задач, где требуется соскребание и очистка. Первоначально наши ножи планировалось продавать только клиентам, посещающим bushcraft курсы Рэя, и я делал их маленькими партиями по 5-6 штук. Ранее Рэй указал, что форма лезвия будет лучше с немного более тупым углом около кончика клинка для уверенного вырезания основания мисок и т.д. Противоречащий широко распространенному мнению, форма лезвия Woodlore никогда не была прямой - обух всегда был дугообразным, и у формы края обуха есть немного прямой секции и далее параболическая линия, и не симметрическая форма. Позже, он предложил, чтобы мы попробовали закалить клинок чуть посильнее, чтобы улучшить стойкость режущей кромки, и мы стали закаливать клинки до HRC57-58. 

    Телевизионная работа Рея принесла ему огромную популярность, и я сделал полдюжины ножей непосредственно для сотрудников Би-би-си и для подарков старейшинам племени в благодарность за разрешение на съемки на их землях. И только тогда было решено предложить ножи более широкой аудитории. Учитывая, что эти ранние ножи были в руках реальных пацанов-бушкрафтеров, я периодически получал некоторые назад для ремонта спусков и кончика, и заметил, что пользователи не правильно точили ножи, прикладывая их к камню не всей плоскостью спуска, что приводило к созданию вторичного угла и толстых подводов, которые в разы снижали проникающую способность лезвия. Я решил, что будет лучше изготавливать клинки со средним размером спусков, и это позволило бы пользователям намного проще натачивать нож на ранних стадиях, когда они не были так квалифицированы или терпеливы.

     Большие партии продающихся ножей исчерпали местные запасы металла имперского размера, и я переключился на немного меньший метрический размер металла 4 мм x 30 мм. Я также начал немного сужать хвостовики, чтобы улучшить баланс ножа. Я понял, что теперь ножи Рея занимали у меня очень много времени, и попросил Вудлора, чтобы он нашел кого-нибудь в помощь для изготовления ножен, или иначе я должен был бы повысить стоимость на работу. Они нашли местного шорника, который был готов делать ножны превосходного качества. Рей также периодически предлагал делать ручки из клена вообще без какой-либо пропитки. По просьбе Рея одна маленькая партия была произведена с слегка вогнутым пространством для пальца между лезвием и ручкой, но практика показала, что тем мы съели важную часть лезвия, которая нужна для других работ, и мы отказались от этой идеи. 

      Это в основном ножи, которые я все еще произвожу и сегодня, хотя в последние годы они проходят тройную закалку на твердость 59 HRC.

Описание изображения

 

       Я сделал около десятка ножей с полированными ручками из оленьего рога для Рэя и его преподавателей. Потом для Рея сделал еще один такой, но с лайнерами из фибры  красно-коричневого цвета, потому что предыдущий без них показал чрезмерное коробление оленьего рога после недели съемок в Арктике, и уже новый нож поехал с ним на неделю в Намибию.Нож Woodlore, как и остальные мои работы, сделан без автоматизированных процессов, хотя электроприборы используются. Я думаю, что это был покойный, великий американский производитель, Корбет Р Сигмен, который определил нож ручной работы, как нож, который удерживается только рукой при производстве, и не помещаемый при этом в какие-либо зажимные оснастки или приспособления. 

    Концепция ножа Рея для bushcraft оказалась успешной вне всякого сомнения. Да, в этом инструменте нет ничего нового, но предложенная комбинация общепринятых понятий сделала его уникальным. Этот нож не подойдет всем в отношении размера и материалов (я все еще предпочитаю нержавеющую сталь), но Вы не ошибетесь, если возьмете его для того, чтобы с удобством и качеством выполнять любые реальные bushcraft задачи. Если Вы отправляетесь на охоту, то нож Рея, конечно, не подведет и здесь, хотя, и не будет столь идеальным как специальные предназначенные для разделки ножи из специализированных сталей.

Важные замечания.

      В 2010 году я закупил партию Датского масла, которое оказалось окрашенным. Это была ошибка производителя, с которым я более не сотрудничаю.

     Я также не имел никакого отношения к 25-й модели Anniversary и ножу Р. Мирса Бушкрэфт, сделанный другим производителем.Мои оригинальные Woodlores всегда были абсолютно ручной работы.

Уход и обслуживание.

      Сталь O1 - ненержавеющая инструментальная сталь, и она будет тускнеть и ржаветь, если оставлена влажной или вставлена в мокрые ножны. Я рекомендовал бы не заниматься ерундой в попытках очистить это до блеска каждый раз, и позволить стали получать налет, который имеет тенденцию в некоторой мере защищать клинок от ржавчины. Попытка сохранять лезвие ярким постоянной шлифовкой, в конечном счете, как минимум уничтожит эмблему-клеймо, а ее чрезвычайно трудно восстановить без демонтажа ручки. Единственная часть ножа, которая должна быть отполирована до блеска - это спуски. И это достигается просто процессом заточки лезвия на камне. 

     Клен, который используется на ручке имет запас по сохранности минимум 2 года, но как любой естественный материал он будет реагировать на внешнюю среду - может сжиматься или расширяться из-за уровней влажности и температуры.Я все мои ручки замачиваю в Датском масле на 24 часа, что позволяет плотно запечатать поры дерева от проникновения влаги, но спустя время может понадоситься повторная пропитка - окуните ручку в банку с Датским маслом, вотрите в течение 5 минут, и сотрите излишки до того, как масло начнет густеть. Делайте это по необходимости при видимых изменениях ручки. 

     Блеск ножнам можно вернуть натерев их простым обувным воском. Натирание маслом имеет тенденцию делать кожу слишком мягкой.Пожалуйста, обратитесь к видео Рэя на YouTube или купите в его DVD для инструкции относительно того как правильно его ножом резать, как точить, как обслуживать. Зачастую нож не требует заточки на камне, и достаточно просто поправить режущую кромку на кожанном ремне на дощечке.Реально стоит потратиться на книги Рэя и DVD, чтобы видеть, как он использует свои ножи для различных задач и стремиться соответствовать его уровню квалификации. 

Всего наилучшего!